Дарья Юрская: Мы — самый креативный народ в мире


Дарья Юрская: Мы — самый креативный народ в мире

В Российском фонде культуры в рамках программы «Вечера на Гоголевском» 6 ноября прошел авторский концерт Заслуженной артистки РФ Дарьи Юрской. В своем интервью порталу РФК она рассказала, как знакомит зрителя с русской литературой, почему не любит женщин-чтецов и что отличает русских от других народов.

- Дарья, расскажите, пожалуйста, о художественном замысле моноспектакля. Это был некий внутренний импульс?

- Импульс был внешний – меня заставлял папа (Народный артист РСФСР Сергей Юрьевич Юрский – РФК), причем именно заставлял, а я сопротивлялась, и ясное дело, почему.

- Почему?

- Потому что, на мой вкус, папа – это лучший чтец русского театра, и мне абсолютно не хотелось нелестного для себя сравнения с ним. Более того, я в принципе не люблю женщин, читающих стихи, не люблю этот жанр. Мне сразу представляется некая дама на каблуках и в бусах, которая выходит к зрителю и завывающим голосом всё это читает. Я не любила это ни как зритель, ни как актриса, а папа настаивал.

- Когда Вы решились на авторский литературный спектакль?

- Когда готовилась к папиному 80-летию – именно тогда я поняла, что это будет хороший подарок. И вот я сама, в собственной квартире, параллельно с домашними делами, сделала эту программу. Я выбирала стихи, учила их, и так сформировался спектакль «От первого лица».

- Сергей Юрьевич остался доволен?

- Да, всё прошло успешно. Было много гостей, папа был счастлив – это было моей целью, я была довольна и подумала, что на этом всё закончилось. Но я заблуждалась – после юбилея мне начали поступать предложения выступить с этой программой на разных площадках. Меня стали приглашать в Канаду, Германию, в регионы нашей страны, и я поняла, что надо дополнять спектакль, адаптировать его для широкой аудитории.

- Что поменялось в программе «От первого лица»?

- Я каждый раз по-разному веду диалог со зрителем – всё зависит и от моего настроения, и от настроения зала. Например, через месяц после смерти папы у меня был запланирован концерт. Я решила не отменять его, потому что Сергей Юрьевич этого бы просто не допустил. Конечно же я изменила программу, посвятила ее папе! Он был со мной в этот вечер: я нашла его шляпу, в которой он играл, зрителям сказала, что у нас никакая сегодня не панихида. Получилась не трагедия, а некая трагикомедия.

В декабре я еду в США, и программа «От первого лица» будет посвящена памяти Сергея Юрского. В Российском фонде культуры спектакль получился мажорнее, мы смеялись. Надо продолжать движение вперед, смеяться и радоваться жизни. Сегодня я практически ничего не говорила, потому что выступала под аккомпанемент солистов Всероссийского Юношеского Симфонического оркестра Юрия Башмета. Музыка всё сказала за меня.

- Чем Вы объясните успех спектакля «От первого лица» у публики?

- В первую очередь тем, что в программе звучат произведения серьезных авторов – на темы, которые волнуют людей. Всё, что я читаю, отзывается во мне и не может не отозваться в других, потому что человек приходит в театр, чтобы подумать о себе. Всё, что он слышит, пропускает через себя. Плюс нестандартный набор произведений – стихи вперемежку с прозой. Стихи – это очень интимная и сложная вещь, не все умеют их слушать и не все умеют их читать. Я ищу стихи, где нет просто красивых слов, – мне нужна тема. Перебивая их прозой, я даю эмоциональную передышку зрителю, некоторое время для первого осмысления сказанного.

- Вы сегодня впервые выступали под аккомпанемент солистов симфонического оркестра Юрия Башмета. Как прошло знакомство с музыкантами?

- Всё прошло замечательно! Мы нашли общий язык с музыкантами, поработали в разных жанрах. Думаю, было интересно не только нам, но и зрителю. Возможно, я и дальше буду выступать в подобном формате.

- Что отличает российского современного зрителя, на Ваш взгляд?

- Россияне очень свободные и открытые в культурном плане. С одной стороны, это новый для них формат, с другой –  они очень легко идут на знакомство с подобного рода подачей художественной литературы. Но это справедливо в полной мере, пожалуй, лишь для столичных зрителей. В регионах и за рубежом люди пока охотнее идут на классику. Но в данный период моей жизни и творческой деятельности мне хочется работать с произведениями современной литературы.

- Почему?

- Потому что все читали произведения классической литературы, но не всегда нужно, чтобы классику тебе рассказывал кто-то другой – это дело очень личное. Современную же литературу надо показывать. Ко мне после спектакля люди подходят и спрашивают, а откуда я взяла эти стихи, что это за сборники. Возьмем Михаила Зощенко. Все его читали в детстве, а некоторые произведения в моем исполнении слышат впервые. Или Дмитрия Быкова – многие думают, что он только про политику пишет, а о стихах никогда не слышали. Это еще одна причина моих выступлений – вызвать у зрителя интерес к русской литературе. Я не ищу персонального внимания – мне его хватает в театре, мне бы хотелось обратить внимание зрителя именно на литературу.

- Находят ли Ваши выступления нужный отклик?

- Конечно! У меня есть постоянные зрители. Они неоднократно ходят на программу «От первого лица», потому что, повторюсь, я читаю каждый раз по-разному и им интересно послушать, а еще чтобы что-то осмыслить для себя, перечитать этих авторов.

- Как бы Вы сформулировали культурный код России? С каким посланием мы обращаемся к миру сегодня?

- С моей точки зрения, главная наша черта и она абсолютно потрясающая – это умение смеяться над собой. С какими бы мы проблемами и бедами не сталкивались, на разном уровне – бытовом, общественном, государственном – мы все умеем смеяться над собой. Еще мы считаем себя особенными, не похожими на остальных.

- В каком смысле?

- Мы абсолютно вне правил. Мы самый креативный народ в мире. Мы всегда обходим запреты. Возьмешь немца – он действует четко по инструкции, а мы часто придумываем что-то вопреки и придумываем достойное. У нас самый высокий процент изобретательности, созидания! Да, возможно, мы не умеем это продавать, доводить до конца, но точно умеем созидать и смеяться над собой, и это большое счастье.

 

Фото – Екатерина Цветкова