В Нижнем Новгороде открывается выставка «За Веру и Верность!»


В Нижнем Новгороде открывается выставка «За Веру и Верность!»

В конце декабря 2022 года начала своё путешествие по городам страны фотовыставка Российского фонда культуры «За Веру и Верность!» Российская гвардия XVIII-XX веков».

В экспозиции представлены более 170 фотографий из коллекции Фонда, которые рассказывают историю создания Российской императорской гвардии – от «потешных» полков до 1917 года. Выставку уже увидели жители и гости Ульяновска, Ростова-на-Дону, Ижевска, Сыктывкара. В понедельник, 16 октября, состоится её открытие в Нижнем Новгороде.

Представляем вашему вниманию уникальные экспонаты, касающиеся лейб-гвардии Конного полка. Они не вошли в основную экспозицию выставки, но при этом не менее ценные.

Одним из самых красивых и значимых полков в истории Российской императорской гвардии был Конный. Известный конногвардеец – герой гражданской войны, последний главнокомандующий Русской армией Пётр Николаевич Врангель. Конная гвардия родилась в боях и два века честно служила России и государю императору. Последние её представители покинули страну после революции – не сломленные и с Россией в сердце, что потом ещё не раз доказывали в эмиграции.

Впервые конная часть упоминается в 1706 году, когда сподвижник Петра Великого Князь Меншиков набирал для себя конный конвой. Но своё название гвардия получила только при Анне Иоанновне в декабре 1730 года. Именно эту дату принято брать за рождение гвардии. Тогда императрица записала себя в состав полка и назвалась полковницей. До 1917 года шефами лейб-гвардии Конного полка всегда становились царствующие императоры или императрицы.

На открытии выставки «За Веру и Верность!» в Ростове-на-Дону

Первый бой, в который включилась Конная гвардия, состоялся в 1709 году под Полтавой. Впоследствии гвардия отличилась в 1805 году в несчастливом для России Аустерлицком сражении и в 1812 году на Бородинском поле, когда была захвачена батарея Раевского. Тогда кавалергарды и Конный полк отбили атаку противника и дали возможность вывести раненых, удерживая позиции.

Попасть в Конную гвардию могли в основном представители русского дворянства. На 90 процентов она комплектовалась выходцами из Пажеского корпуса. Начиная с Николая I в гвардию брали жгучих брюнетов высокого роста с усиками или бородой. Лошади — породы «русская верховая». Они совершенно не агрессивны, выносливы и хорошо переносили холода.

Форма конногвардейцев – это мундиры без пуговиц, которые застёгивались на крючки посередине борта. Белые кожаные перчатки с большими крабами. Каски с пиками, гренадами и орлами придумал государь Николай Павлович. Он очень любил Конную гвардию и называл её «моя старуха».

Служить в полку было престижно, но сложно. Представители Конной гвардии, например, не могли ходить в кино, им не разрешалось ездить в трамвае. Посещать могли только определённые театры.

В Российском фонде культуры хранятся акварельные работы конногвардейца Фёдора Григорьевича Козлянинова и двух его сыновей – Владимира и Дмитрия. Автор, барон Фёдор Мейендорф, не был профессиональным художником, но зато тонко чувствовал и понимал офицерскую психологию.

Козлянинов-отец был очень образованным и богатым человеком. Много читал. Всю жизнь собирал в своей квартире артефакты, связанные с Конной гвардией. Он вступил в полк в 1853 при Александре II и вышел в отставку полковников уже при Александре III.

Портрет императора Николая II в праздничном мундире лейб-гвардии Конного полка. Худ. С.И. Образков (Обрезков). 1959 г.

Стараниями семьи Козляниновых в офицерском корпусе Конной гвардии устроили музей. Идею поддержал сам Николай II. Для этих целей он распорядился открыть государственный архив. А Фёдор Григорьевич передал в музей реликвии из личной коллекции – фотографии, картины, фигуры конногвардейцев.

Портрет полковника лейб-гвардии Конного полка Ф.Г. Козлянинова в праздничном мундире. Худ. Т.Т. Мейендорф. XX век

Портрет флигель-адьютанта полковника лейб-гвардии Конного полка В.Ф. Козлянинова в малой дворцовой форме. Худ. Т.Т. Мейендорф. XX век

Портрет штабс-ротмистра лейб-гвардии Конного полка Б.Ф. Козлянинова в колете. Худ. Т.Т. Мейендорф. XX век

В годы революции эти ценности были перенесены в здание Артиллеристского музея, что и спасло их. Небольшую часть коллекции смогли вывезти за границу, что было сродни геройскому поступку. Ещё один, но уже мирный, подвиг конногвардейцы совершили в эмиграции. В 1923 году в Париже был основан Союз конногвардейцев с целью поддерживать друг друга и достойно отметить 200-летний юбилей, который планировалось отмечать в 1930 году.

По этому случаю была издана отдельная книга с уникальными историческими документами времён Анны Иоанновны, Екатерины Великой, Александра I. С именами всех погибших и находящихся в эмиграции конногвардейцев по году выпуска, с цветными и чёрно-белыми иллюстрациями.

Здесь конногвардейцам помог великий князь Дмитрий Павлович, внук Александра II. Он очень выгодно женился на американской миллионерше, поэтому не испытывал финансовых трудностей. Дмитрий Павлович оплачивал билеты, проживание всем конногвардейцам, которые обращались к нему за помощью. На свои деньги он изготовил 200 жетонов и оплатил два обеда – для высших и низших чинов.

В эмиграции конногвардейцы выпускали интересный журнал – «Конногвардейский вестник». Вышло около 30 номеров, начиная с 1950 года, последний в 1974 году.

Эта сплочённость была настолько сильна, что даже со временем, когда их осталось только 50 человек (изначально в Союзе было 150 конногвардейцев), они всё равно собирались и отмечали полковые праздники.

Полковой завтрак в Париже. 25 марта 1928 г.

Меню

В архиве Фонда хранится ещё одна работа, которая представляет историческую ценность. Она связана с именем графа Владимира Борисовича Фредерикса, последнего министра Императорского двора, прослужившего России больше 60 лет. После революции Владимир Борисович остался в Петрограде и уехал в Финляндию только в 1925 году.

Усы Фредерикса были притчей во языцех. Ни у кого не было таких пышных усов, как у него. Ещё до революции он выходил на угол Невского и Большой Морской и фабрил свои усы.

Так продолжалось и после того, как большевики захватили Петроград, Владимир Борисович надевал свой конногвардейский сюртук и выходил на Невский проспект. Его часто останавливали, забирали в ЧК, приезжала его несчастная дочь-инвалид. Вызволяла отца и говорила:

«Папа плохо понимает».

Он всё понимал – просто хотел умереть с государем и за государя. Лично император Николай II запретил ему ехать с ними в Тобольск, графу к тому моменту было уже под 80.

А этот рисунок выполнен художником-любителем, офицером Русской армии Керимом Бей Ратаем. В 1920 году он эвакуировался в Константинополь, позже связал свою жизнь с Сербией. Работа была выставлена в Музее Русской конницы в Белграде, а потом попала в общество «Родина». На обороте до сих пор хорошо читается штамп музея.

В 1942 году умирает Дмитрий Павлович и финансирование Союза прекращается. Потом в 1959 году скоропостижно скончался Владимир Фёдорович Козлянинов, который не только внёс большой вклад в написание «Истории лейб-гвардии Конного полка», но и создал в своей парижской квартире Конногвардейский музей на основе того, что смог вывести в баулах из России.

Портрет шефа 4-го эскадрона лейб-гвардии Конного полка, министра Императорского двора и уделов генерала В.Б. Фредерикса. Худ. С. Хейнриксен. 1900-е годы.

В 1950-х годах архив был перевезён в Нью-Йорк на квартиру одного из бывших конногвардейцев – ротмистра князя С.С. Бслоссельского-Белозерского. Позже ряд экспонатов этого собрания было пере­дано в Музей обще­ства «Родина» в Лейквуде (США), а в конце 90-х архив перевезён в Москву. В настоящее время он находится в собрании Центрального музея Вооружённых сил РФ и в Российском фонде куль­туры.

Мы славу сквозь столетья пронесли, о нашей храбрости сложили песни. И пусть те времена давно ушли, уйдём и мы, но будем вечны…

Выставка «За Веру и Верность!» пройдёт в Библиотеке имени С.В. Михалкова (Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 30) с 16 октября по 10 ноября 2023 года и в Музее Приокского района (Нижний Новгород, Проспект Гагарина, 154) с 15 ноября по 15 декабря 2023 года.

Конная гвардия. Худ. Н. Самокиш

Закладка церкви в лагерном расположении Конной гвардии в присутствии императора Николая II. 1907 г.

Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой. Фото: архив Российского фонда культуры