Завершилась инклюзивная выставка «Редкий дар»


Завершилась инклюзивная выставка «Редкий дар»

Передвижную инклюзивную выставку «Редкий дар. Истории возвращения культурных ценностей из собрания Российского фонда культуры» посетили более 48 тысяч человек.

С сентября по ноябрь 2024 года проект охватил 3 региона России: выставка с большим успехом прошла в Санкт-Петербурге, Пятигорске и Ростове-на-Дону. По мнению специалистов, она стала хорошим примером грамотного и вдумчивого подхода к инклюзивному проектированию выставочных пространств для людей с особенностями и без. 

Инклюзивность выставки проявилась не только в подходе к планированию, архитектуре, дизайну и текстовому сопровождению, но и в самой идее передвижного проекта, в его путешествии по трём крупным российским регионам, что сделало его гораздо более доступным для самых разных категорий посетителей.

Увлекательные истории возвращения культурных ценностей приоткрыли живые человеческие судьбы тех, благодаря кому шедевры мировой культуры вернулись на Родину. Глубокое ощущение сопричастности к нашим предшественникам, пронёсшим через всю жизнь любовь к Родине, щедрость и бескорыстие, возможность прикоснуться (в самом буквальном смысле!) к великому наследию прошлого – именно это стало причиной популярности проекта.

Организатор выставки – Общероссийская общественно-государственная организация «Российский фонд культуры».

Повествование и архитектура «Редкого дара» были выстроены в соответствии с актуальными методиками и инструментами расширения доступности культуры и создания проектов, адаптированных для посетителей с различным опытом. Именно поэтому проект получил высокую оценку специалистов:

«Эта выставка доступна как для тотально незрячих, так и для людей слабовидящих, здесь учтены индивидуальные особенности каждого человека, и это нам важно, – отметила председатель Ростовской областной организации Всероссийского общества слепых Юлия Юрьевна Богатова. – Иногда то, что доступно для слабовидящих, совершенно неприемлемо для слепых, и наоборот. Но здесь эти тонкости учтены, и поэтому видно, что люди работали с опытом, с душой, что экспозицию подбирали под индивидуальные особенности каждого посетителя – как с особенностями здоровья, так и без них. Спасибо организаторам за эту замечательную выставку!».

«Я давно не встречала выставок, организованных подобным образом, – поделилась Виолетта Валентиновна Власкина, член правления, координатор направления «Сопровождаемое проживание» Регионального отделения «Всероссийская организация родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов» (ВОРДИ) по Ростовской области. – Во-первых, это пространство – сюда могут приехать и люди на колясках, и они могут подъехать к каждому стенду, прикоснуться к каждому экспонату, прочитать информацию. Мне очень понравилось, что эта информация есть и на ясном языке – а это значит, что она будет понятна и людям с ментальными особенностями, для них это очень важно, потому что читать и изучать большие тексты им сложно. Я сама поймала себя на мысли, что в музей надо ходить чаще! Большое спасибо за то, что организовали такой проект».

В экспозиции были использованы технологии и практики адаптации выставочного пространства для людей с физическими и ментальными особенностями:

  1. Мультисенсорность опыта:

Маршрут посещения экспозиции подразумевает разные типы взаимодействия с ней – и не только разнообразие, но и сменяемость опыта. Разные органы чувств участвуют во взаимодействии с тем или иным элементом экспозиции: экспонаты, которые можно потрогать, смена двигательной активности (посетителю нужно наклониться, привстать, потянуться), звуковое сопровождение.

  1. Универсальный дизайн:
  • Равноправие: дизайн не только привлекательный, но и доступный для разных пользователей.
  • Гибкость: удобный людям с разной скоростью реакции, правшам и левшам, людям разного роста, телосложения и т.д.
  • Простота и интуитивная легкость: понятность, интуитивно считываемый дизайн настолько, чтобы человек не задумывался о том, что делать и куда идти дальше.
  • Эффективность передачи информации:
    • ясный язык;
    • тифлокомментирование;
    • шрифт Брайля;
    • рельефно-линейный шрифт;
    • тактильные экспонаты.
  • Минимальное физическое усилие.
  • Достаточность размера и пространства: свободное взаимодействие вне зависимости от размеров тела, позы или мобильности пользователя.

Справочная информация: ООГО «Российский фонд культуры» — общероссийская общественно-государственная организация в сфере культуры и искусства. При поддержке Фонда были созданы десятки новых региональных музеев, проведены сотни всероссийских и международных выставок, фестивалей, концертов и конкурсов, изданы уникальные книжные памятники, учреждены периодические издания. Фонд проводит культурную и просветительскую деятельность на всей территории Российской Федерации. Ежегодно Фонд выделяет гранты в различных направлениях искусства, поддерживая театральную, издательскую, музыкальную и просветительскую деятельность. Российский фонд культуры является оператором культурно-просветительских программ для школьников федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

Фото: Российский фонд культуры